«Web-Quest» – обучение с элементами игры

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. В образовательных заведениях большинство обучающихся свободно пользуются современными информационными технологиями, это упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных презентативных формах. Поэтому использование в проектной деятельности школьниками компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких целей:

  • повышение мотивации к самообучению;
  • формирование новых компетенций;
  • реализация креативного потенциала;
  • повышение личностной самооценки, и т.д.

Между тем развивающиеся информационные технологии предлагают массу возможностей для совместной работы обучающихся и педагога.

Одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций является технология веб-квестов (Web Quest).

Образовательный Веб-квест – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Впервые термин «веб-квест» был предложен в 1995 году. Разработчики веб-квеста как учебного задания Берни Додж и Том Марч из Государственного университета Сан-Диего (США).

Суть Веб-квеста достаточно проста: учитель пишет интересную историю, вплетая в эту историю практические задания по предмету, тем самым подталкивая обучающихся к самостоятельному целенаправленному поиску знаний для выполнения поставленной задачи. В ходе работы над поиском информации (а поиск проходит не только в обычных учебниках, но и в сети Интернет) обучающиеся начинают работать более продуктивно, развивается творческое мышление и навыки работы с информацией. Основной интерес Веб-квеста в том, что обучение отходит от стандартного сценария: «учитель заставит – ученик сделает»учитель выступает как наставник, советчик и старший товарищ. Учителем создаются условия для самостоятельной умственной и творческой деятельности обучающихся и поддерживается их инициатива. В свою очередь, обучающиеся становятся равноправными «соучастниками» процесса обучения, разделяя со своим учителем ответственность за процесс и результаты обучения.

Веб-квест включает в себя в качестве обязательных следующие части:

  • введение (тема и обоснование ценности проекта). Этот этап предоставляет основную информацию, вводит ключевые понятия, а также содержит вопрос, над которыми будут размышлять обучающиеся;
  • задание (цель, условия, проблема и пути ее решения). Задание направляет обучающихся на ряд конкретных действий на пути решения проблемы;
  • процесс (поэтапное описание хода работы, распределение ролей, обязанностей каждого участника, ссылки на интернет-ресурсы, конечный продукт). В этом разделе содержатся указания, как именно обучающиеся будут выполнять задание (порядок выполнения и сортировки информации);
  • оценка (шкала для самооценки и критерии оценки учителя). Раздел содержит критерии оценки выполненного задания в соответствии с определенными стандартами;
  • заключение (обобщение результатов, подведение итогов (чему научились, какие навыки приобрели; возможны риторические вопросы или вопросы, мотивирующие дальнейшее исследование темы). Здесь подводится итог и поощряется рефлексия и дальнейшие исследования по проблеме.

Само собою, к Веб-квесту прилагается и список информационных ресурсов – от самоучителей до ссылок на сайты в Интернете, где обучающимся проще будет найти необходимую информацию, не залезая на посторонние сайты и не тратя лишнее время.

Работа может вестись в малых группах, что способствует формированию активной взаимопомощи между обучающимися. Но есть и проблемы: например, ограничение доступа в Интернет, неготовность учителей проводить урок, столь различный с традиционным, низкий уровень компьютерной грамотности педагогов и обучающихся. Как вывод — при решении вышеотмеченных проблем применение Веб-квеста было бы вполне интересной заменой традиционным урокам.

Примеры веб-квестов, существующих в сети:

https://sites.google.com/site/vebkvestposledamgermancev/

http://sites.google.com/site/civilizaciasrednevekova/home

http://www.kvect.blogspot.com/

http://school-sector.relarn.ru/tanya/schoolweb/gimn1/webquest/index.htm

http://school-sector.relarn.ru/dckt/projects/webquest/navbar.htm

http://visheratinanv.ucoz.ru/news/proforientacionnaja_igra_veb_kvest_put_k_professii/2011-04-01-81

https://sites.google.com/site/vebkvestvrycarskomzamke/

Если Вы решили создать веб-квест, то Вам помогут следующие сайты:

Рекомендации по созданию веб-квеста

https://sites.google.com/site/internettehnologii/Home

Полезные советы по созданию веб-квеста https://sites.google.com/site/poleznyesovety/Home/sajty-google

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания

Отдел информационного обеспечения образования